Автор статьи Е.А.Позднякова
ХакскарлЛейнер предложил данный мотив для работы с идентичностью. Вопросы идентичности: «Кто я есть на самом деле? Чего я хочу? Что было бы для меня благом? Куда я иду? Для чего я живу?» - волнуют человека на протяжении всей жизни. С них начинается наше взросление, наше отделение от родителей. Мы возвращаемся к этим вопросам вновь и вновь. Во время возрастных кризисов они стоят наиболее остро, и каждый раз мы переживаем их с новой силой и новыми оттенками.
На сегодняшний день существует несколько вариантов данного мотива:
1. Мотив «Имя того же самого пола». Когда первично выбирается имя, и тут же предлагается представить человека с этим именем. Без предварительного обсуждения и формирования портрета персонажа.
2. Мотив «Идеал-Я». Здесь формируется собирательный образ идеального мужчины или идеальной женщины, который изначально обсуждается, потом визуализируется. Далее проживается контакт с этим персонажем по специально заданному сценарию. Используется техника смены ролей.
3. Мотив «Я в будущем». В предварительной беседе обсуждается, каким будет пациент, и как изменится его жизнь, когда он достигнет поставленных целей. Каким будет он сам? Какой будет жизнь вокруг? Здесь главная идея выход из проблемной зоны. Взгляд на ситуацию с позиции достигнутых результатов.
Иногда мы используем только один вариант в работе с пациентом. Иногда работаем с различными модификациями на разных этапах психотерапии.
Вариант №1. Мотив «Имя того же пола».
Показания Необходимость разобраться в себе. Ощущение тупика. Отсутствие контакта с собой. Желание взглянуть на себя со стороны. Внутренние поиски.
Инструкция После расслабления пациенту задается вопрос: Какое первое женское (если пациент женщина) или мужское (если пациент мужчина) имя вам приходит в голову? И после ответа психотерапевт произносит, а теперь представьте себе ….(и называет имя, которое произнес пациент). Как вам представляется этот человек? Далее просят описать этого человека. Какие он вызывает чувства? Могли бы вы сейчас подойти и пообщаться? Чего бы вам сейчас хотелось? Далее контакт развивается по сценарию, предложенному самим пациентом. Здесь так же как и вдругих модификациях мотива здесь часто используется техника смены ролей. Когда пациенту на какое-то время предлагается представить себя персонажем с которым он общается, и посмотреть на себя реального со стороны.
Анализ Какие моменты можно анализировать в этом мотиве?
· Имя. Какие ассоциации есть у пациента с этим именем?
· Образ человека, который представился пациенту. Здесь возможные разные варианты. Чаще это незнакомый персонаж, но который кого-то смутно напоминает. Иногда, это может быть человек из реальной жизни, из настоящего, из прошлого, и даже родственник (например, бабушка пациентки). Здесь мы анализируем, какой отклик вызывает данный персонаж. Чем они похожи, а чем отличаются? Почему именно этот персонаж представился? Какие у пациента есть идеи?
· Общение. В ходе контакта с персонажем пациент может задавать ему какие-то вопросы. Или вместе делать что-то, например, смотреть на закат. Он может попасть какое-то определенное место, например, прийти к морю или в храм. Все это может быть материалом для дальнейшего разбора.
· Как увидел себя сам пациент, глазами собственного персонажа? Техника смены ролей действительно может подарить множество открытий. Никто из нас не видит себя состороны. Выйти за пределы своего Я это очень ценно. Часто пациенты видят свою беспомощность, усталость, свою слабость. Но одновременно именно взгляд со стороны дает понимание, что решение находится на расстоянии одного шага от него. Что он должен сделать, для того, чтобы ситуация изменилась.
Терапевтические аспекты (за счет чего идет проработка на уровне образа).
Главные терапевтические аспекты состоят в активизации конструктивного диалога с собой. А так же в возможности взглянуть на себя со стороны, используя режиссерский принцип смены ролей.
Пример. На прием к психотерапевту с жалобами на апатию и сниженный фон настроения обратилась пациентка Светлана 35 лет: «Все вроде бы есть, но ничего не хочется... Перестала радовать работа и близкие отношения. Усилилась раздражительность». И все же главный ее запрос состоял в желании обуздать собственный аппетит. В последнее время появилось явная тенденция радовать себя едой, что привело к заметной прибавке в весе.
При работе с образом пациенткепришло в голову необычное имя Вероника. При предложении визуализировать Веронику, она увидела приятную молодую девушку, чем-то похожую на саму себя, но гораздо более подвижную, активную и живую. Вероника была полна энергии. Чувствовалось, что у нее есть цели и жизненный план. При использовании техники смены ролей, когда психотерапевт предложил пациентке представить себя Вероникой, и взглянуть на себя со стороны, она с болью и сочувствием увидела унылую и тучную Светлану, бледную, сдавшуюся под напором потока жизненных трудностей. Вероника захотела расшевелить Светлану. Она предложила ей прогуляться. Сменить одежду на более яркую. В конце образа они сделали и запустили вместе бумажных журавликов – оригами.
В последующем анализе, ища ассоциации с именем Вероника, пациентка совершенно неожиданно для себя вышла на образ героини из известной повести Паоло Коэльо «Вероника решает умереть». Главное, что она вспомнила про эту героиню, что та изначально была пациенткой психиатрической клиники, отчаянно пытавшейся уйти из жизни, свершив суицид. В какой-то момент доктор сказал Веронике, что в результате очередной попытки она неотвратимо навредила себе и определенно через сутки умрет. Учитывая эту неизбежность Веронику из повести Коэльо отпустили на все четыре стороны, сказав, что при таких обстоятельствах, удерживать ее смысла нет. Главное, что произошло в результате, Вероника оказавшись перед лицом неотвратимой смерти, вдруг захотела жить! История в повести Коэльо закончилась хэппи эндом, и для пациентки Светланы было настоящим открытием, что в какой-то момент она сама отказалась от веры в жизнь. Позже были размышления и про кризис среднего возраста, и про разрушающее ее тело переедание. Было много изменений и достижений. Но именно этот образ стал отправной точкой для будущих изменений.
Вариант №2. Собственно мотив «Идеал Я»
Показания. Данный вариант больше подходит для тех пациентов, чье желание разобраться в себе окрашено оттенками поиска желаемого образа себя. Я не знаю каким я должен быть? Каково мое предназначение? Таланты? Куда мне двигаться дальше? Очень хорошо подходит для работы с подростками и молодыми пациентами.
Инструкция Здесь важная часть работы осуществляется во-время предварительной беседы. Пациенту, находящемуся в поиске себя, предлагается вспомнить о тех достойных людях, которых он встречал на своем пути. «Каждый из нас встречает разных людей на своем жизненном пути. Среди этих людей нам встречаются те, которые нам особенно запоминаются, те люди, которых мы выделяем, те люди, на которых нам самим бы хотелось походить. Кто вспоминается вам? Психотерапевт слушает рассказы пациента, мягко уточняя. Ачто было уникального и замечательного в этом человеке? Что в этом? Кто вам вспоминается еще? Часто это разные люди, у которых есть что-то общее, и что-то уникальное положительное свое. Иногда вырисовывается один яркий персонаж. Иногда, это совсем разные люди. Вроде бы изначально не похожие друг на друга. В итоге психотерапевт спрашивает: «А если бы можно было бы объединить всех этих людей в один собирательный образ? Каким бы этот человек был? Как его можно было бы описать?» Если по каким-то причинам таких людей мало, мы можем спросить о кумирах есть ли они (актеры, спортсмены, писатели, исторические личности). Или просим просто создать образ человека, на которого пациенту хотелось бы быть похожим.
Далее пациенту предлагается представить этого человека в любой обстановке. И работа строится практически идентично, описанному ранее мотиву. Героя необходимо описать. Какой он сейчас? Как выглядит в образе? Как одет? Где находится? Далее просят пациента подойти к нему и повзаимодействовать. Почувствуйте, чего бы хотелось? Что было бы важно в вашем контакте? Далее контакт развивается по сценарию, предложенному самим пациентом. Он может спросить у кумира совета. Спросить, как этот человек стал тем, кем он стал? Как ему это удалось? Здесь так же как и в других модификациях мотива здесь часто используется техника смены ролей. Когда пациенту на какое-то время предлагается представить себя персонажем, с которым он общается и посмотреть на себя реального со стороны.
Анализ Какие моменты можно анализировать в этом мотиве?
· Образ «Идеального Я». Здесь возможные разные варианты анализа. Главное понять, что у пациента из списка достоинств уже есть? Что предстоит наработать?
· Общение. В ходе контакта с персонажем пациент задает вопросы. Важно, что отвечает ему кумир. Это то, что пациент сам знает, но, по каким-то причинам не видит. Какие советы дает ему этот герой и т.д.
· Как увидел себя сам пациент, глазами собственного персонажа? Техника смены ролей действительно может подарить множество открытий. Никто из нас не видит себя со стороны. Выйти за пределы своего Я это очень ценно. Часто пациенты видят свою беспомощность, усталость, свою слабость. Но одновременно именно взгляд со стороны дает понимание, что решение находится на расстоянии одного шага от него. Что он должен сделать, для того, чтобы ситуация изменилась.
Терапевтические аспекты (за счет чего идет проработка на уровне образа).
Главные терапевтические аспекты состоят в формировании и контакте с образом желаемого Я. А так же в возможности взглянуть на себя со стороны, используя режиссерский принцип смены ролей.
Пример. На прием к психотерапевту обратилась пациентка 28 лет. Главный запрос состоял в желании наладить взаимоотношения с родителями. Избавиться от чувства вины и напряжения в отношениях с мамой. На момент обращения пациентка работала в государственной структуре. Внешне престижная работа не приносила ей ни морального, ни материального удовлетворения. Пациентка хорошо рисовала и давно лелеяла мечту выучится на мастера по наращиванию ногтей. Но сама мысль «уйти с нормальной работы в маникюрши», она считала именно так оценит эту идею мама, вызывала у нее ужасный страх.
В образе Идеал-Я пациентка общалась с популярной Голливудской актрисой Анжелиной Джоли. Она считала ее практически образцом женской красоты и целеустремленности. Анжелина Джоли встретила пациентку приветливо. Главная фраза, которую она сказала пациентке: «Ты никогда не будешь счастлива, если будешь делать только, то, что хотят от тебя другие. Ты должна прожить свою жизнь. И пройти свой собственный путь».
Позже это придало пациентке сил, принять решение о смене профессии и поговорить об этом с родителями. Как говорила сама пациентка позже, я ни одного дня не пожалела о том, что решила идти своим путем.
Вариант №3. Мотив «Я в будущем»
Показания. Этот мотив лучше использовать, когда человек имеет приблизительный образ желаемого результата. Он знает, к чему он стремится. Чего он хочет. Но в веры в реальность достижения и энергии для конкретных действий сейчас не хватает.
Инструкция. В предварительной беседе обсуждается, каким будет пациент, и как изменится его жизнь, когда он достигнет поставленных целей. Каким будет он сам? Какой будет жизнь вокруг? Мы уточняем, как он считает, когда примерно это может стать реальностью? Сколько ему примерно будет лет? Что для этого необходимо.
Далее пациенту предлагается расслабиться и представить, что прошло данное количество лет. Ему сейчас столько лет сколько он обозначил ранее, и у него уже есть всето, о чем он мечтает. Где он себя представляет? Что вокруг? Важно прожить значимые моменты будущего. Если это желание семьи и материнства, представить своих будущих детей. Поиграть с ними. Подержать на руках. Если это желание профессиональной успешности, то представить это и т.д
Анализ Какие моменты можно анализировать в этом мотиве?
Прежде всего, как себя чувствует человек в момент желаемых достижений. Здесь два возможных варианта. При первом, он чувствует удовлетворение и радость от достижения цели. Второй, наоборот, ожидаемого удовольствия нет. Первый говорит нам о том, что цели действительно соответствуют реальным потребностям человека. Второй о том, что это не то, и в реальности человек хочет совсем другого. А чего конкретно, ему только предстоит открыть.
Терапевтические аспекты (за счет чего идет проработка на уровне образа).
Главные терапевтические аспекты состоят в формировании и контакте с образом желаемого Я. Использовании пробных действий. Возможности примерить на себя, то будущее к которому стремится человек. Мы все движемся к каким-то целям. Мы знаем, какими бы мы хотели быть. Встретиться с собой таким, это важный опыт. Он дает нам веру в то, что все возможно. И корректирует направление движения.
Пример. На прием обратился молодой мужчина 29 лет. На момент обращения к психотерапевту он уже семь лет работал в сфере продаж в крупной региональной компании. Все возможные ступени карьерного роста в данной компании были пройдены. В течении длительного времени пациент ощущал все симптомы профессионального выгорания. Он четко понимал, что уходить из компании смысла нет, но удовлетворения от работы не было. Что делать дальше не знал.
В ходе первых встреч, выяснилось, что у молодого человека есть мечта, которая на тот момент казалась ему мало осуществимой. А именно пациент давно мечтал о работе бизнес-тренера, но считал, что ему не хватает для этого харизмы и ораторских навыков. Ситуация осложнялась тем, что бойкий в личном контакте юноша, испытывал определенный страх при выступлении перед аудиторией. При обсуждении возможностей развития в этом направлении, выяснилось, что перспективы развития здесь были вполне реальны. Ему уже несколько раз предлагали попробовать себя в качестве наставника внутри компании. Была конкретная перспектива роста.
При работе с образом молодой человек представил себя через три года. Там в образе ему было предложено почувствовать себя уже состоявшимся в рамках профессии бизнес-тренера. Неожиданно для себя он ощутил легкость и удовольствие от этой работы. Он вдруг понял, что настолько хорошо знает тему продаж изнутри, что у него есть, что сказать людям. Он вдруг понял, что способен делать эту работу. При помощи психотерапевта был составлен и реализован план развития в этой профессии.