Мотив «Плодовое дерево»
Показания: Этот мотив хорошо зарекомендовал себя в работе с запросами, касающимися неспособности пациентов в полной мере проживать сексуальное удовольствие. В частности при лечении сексуальных дисфункций, работе со сниженным сексуальным влечением; аноргазмией; отсутствием общей удовлетворенности от полового акта (когда оргазм есть, а удовольствия недостаточно). Данный мотив можно использовать так же при работе с депрессией.

Инструкция: «Попробуйте представить себе любое плодовое дерево, которое вы видели когда-нибудь, или которое вам рисует ваше воображение. Рассмотрите его, что это за дерево?…Как оно выглядит?...Какое сейчас время года?.. Погода?.. Могли бы вы сейчас подойти к этому дереву поближе?... Рассмотрите, как выглядит это дерево вблизи?»...
Далее сюжет развивается в зависимости от того, какое дерево представит пациент. Чаще всего на дереве есть плоды. Пациента просят описать цвет, форму, размер плодов. Какой эмоциональный отклик вызывает это дерево? Мы просим пациента выбрать один плод и описать его.
Какой он? Спрашиваем, какие чувства он вызывает? Предлагаем пациенту попробовать этот плод на вкус, съесть его, детально сконцентрировавшись на вкусовых ощущениях. Предлагая вкушать его медленно и по возможности с удовольствием.
В следующей части образа можно предложить пациенту выбрать еще один плод. Тот, который ему предстоит подарить партнеру противоположного пола. Второй плод так же детально описывается. А далее задается вопрос: Кому вы отдаете этот плод?... Как выглядит партнер?.. Как он реагирует на этот дар? В итоге, уточняется, что бы хотелось сделать в завершение образа? И образ заканчивается.

Символика. Дерево, в рисуночном и образном варианте, является одним из наиболее популярных проективных психологических тестов. Как и человек, дерево живое. Оно растет, развивается. Имеет свой возраст. Сталкивается с трудностями. Подвергается воздействию среды. Может быть сильным, а может быть травмировано. Представляя дерево, человек проецирует в него себя или отдельные аспекты собственной личности. Символика плодов это смешение насыщения, удовольствия и сексуальности. Все помнят райский плод, которым Ева соблазнила Адама. Плод дает нам возможность утолить голод и получить чувственное наслаждение.

Анализ. Как известно, единого словаря символов не существует. Каждый человек имеет собственный опыт и собственную картину мира. Один и тот же символ для разных людей может иметь совершенно разное значение. Однако, нам нужны первичные ориентиры, предположения, гипотезы для проверки.
На что мы обращаем внимание в этом мотиве:
· Время года. Весеннее дерево говорит об оптимизме, начале перемен. Одновременно это переходный этап. Незрелость. Летнее: норма. Осеннее: печаль, возможного кризис принятия собственного возраста. Зимнее: заторможенность, актуализировавшаяся травма. Острое эмоциональное состояние. Сигнал забить тревогу.
· Какое дерево представил человек? Плодовое или нет. Если плодовое - с плодами оно или без? Несмотря на четкую инструкцию, бывает так, что пациент представляет не плодовое дерево. Прежде всего, это может говорить о базовой фрустрации чувства собственной ценности: «Мне нечего дать другому». Заблокирована либидонозная энергия. Если плодов нет, то важно, по какой причине. Эту причину можно потом анализировать в соотнесении с ситуацией пациента. Например: это может быть старое дерево, усталое, болеет, весенние заморозки погубившее этот урожай, вредители. Все эти обстоятельства будут связаны с индивидуальными жизненными событиями, напрямую связаны с симптомами пациента. Эти аспекты могут быть проанализированы в дальнейшем.
· Качество плодов. В норме это сочные, привлекательные плоды. Достаточно спелые для того, чтобы пациенту захотелось их попробовать. Недоспевшие плоды говорят о недостаточной психологической зрелости. Переспелые – о пресыщенности и экзистенциальных переживаниях (поиске смыслов и переживаниях о конечности жизни). Бывает так, что внешне спелый плод на поверку оказывается другим. Это возможное показание для анализа темы «быть и казаться». Работы с темой, что Юнг обозначал как Персона.
· Вкус плода. Здесь важнее не столько проанализировать этот вкус, сколько прожить его. Аспекты неторопливого наслаждения – это возврат к основам чувственного удовольствия. Если плод приторно сладок или излишне кислый, то мы непременно зададим вопрос пациенту о том, про что это для него? Чаще всего, это свидетельствует о негативных установках и ограничениях, полученных из семьи.
· Как выглядит партер, которому отдает второй плод? Часто это реальный партнер или собирательный образ желаемого партнера. Однако, здесь могут быть открытия и неожиданности. Это может быть фигура нейтрального человека, знакомого пациенту, бывший возлюбленный, или просто неприятная фигура. Показания те же. Мы будем анализировать как образ данного человека связан с установками и ожиданиями пациента. Какие ассоциации у него вызывает?
· Какой плод отдает пациент воображаемому партнеру? Обращаем внимание на сходство и различие плодов, которые клиент сьел сам, и которое отдал партнеру. Обычно – это одинаковые плоды. Оба вкусные и сочные. Это можно проинтерпретировать, как настрой на равный вклад в отношения. Пациент готов отдавать и принимать любовь. Если мы наблюдаем дисбаланс, то, предположительно, это может отражать неравномерность установок пациента в партнерских отношениях. Стремление больше брать, нежели заботиться, если его собственный плод намного сочнее и свежее того, что он предлагает партнеру. И напротив, склонность забывать о себе, при обратном раскладе.

Терапевтические аспекты (за счет чего идет проработка на уровне образа).
Мы знаем, что образы работают сами по себе. Даже без отдельной интерпретации и разбора. Что является наиболее важным здесь? Наблюдение растущего дерева, прикосновение к нему – активизирует внутренний ресурс. Выбрать, сорвать и съесть плод – как пробные действия и актуализация чувственного наслаждения. Возможность визуализировать партнера и отдать ему плод, позволяет проработать важные аспекты взаимоотношения с анимой/анимусом. Снять лишние барьеры и напряжение.

Пример: С жалобами на утрату сексуального влечения в терапию обратилась пациентка 42 лет. Накануне обращения женщина пережила тяжелый стресс, связанный со здоровьем. В ходе планового обследования молочных желез, у нее была обнаружена небольшая опухоль груди. Еще до детальной диагностики, женщина была уверена, что ее ждет самый худший исход. В том, что у нее обнаружили онкологическое заболевание, и что жить ей осталось совсем недолго. Позже ее опасения не подтвердились. Опухоль оказалась доброкачественной, процесс обратимым. Изначально она не поверила положительному диагнозу. Прошла дополнительное обследование. После повторных анализов и консультаций тревога ушла, и все улеглось, однако женщина обнаружила, что унее полностью пропало влечение к собственному горячо любимому мужу. Она описывает свое состояние так: «Муж младше меня. Я была уверена, что лишусь своей красоты, и муж не сможет любить меня ущербной, поэтому заранее мысленно попрощалась с нашими отношениями».
В мотиве «Плодовое дерево» она представила себе сливу, которая по каким-то причинам перестала приносить плоды и начала чахнуть. На предложение терапевта почувствовать, что важно было бы сделать в образе. Она стала исследовать корни сливы и обнаружила, что в корнях плодового дерева завелся червяк, который грызет корни дерева, и мешает ему расти. Позже она рассказала, что подобный сюжет читала ранее в одной из народных сказок. Она решила вылечить дерево. Приготовив специальный целебный раствор, она избавилась от червяка и дерево ожило. Постепенно на нем появились и созрели плоды. Вновь пришло лето. Она с удовольствием пробовала сама эти плоды. И с трепетом и волнением предлагала их своему мужу.
Следует отметить, что терапевтический эффект мотива пациентка почувствовала уже сразу. Придя на следующую сессию, она с волнением сообщила терапевту, что впервые ощутила то, что хотела ощущать во время близости с мужем. Слова пациентки: «Это было будто я вновь почувствовала вкус жизни. Как будто опять начала жить».